Рекомендации родителям по
профориентации
1.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе
откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести
разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и
искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может
четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку
поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4.
Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не
запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его
выбор.
5.
Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему
составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что
необходимо успеть.
6.
Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на
выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи
дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством
штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям
специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор
профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой
ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о
том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать
себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не
определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет
еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того,
значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения.
За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все
было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И
растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком
архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж
рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш
повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он
об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность
за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так
решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится
он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная
профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена
доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого
вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо
восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом
заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не
навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как
это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу
профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только
способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку
подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая
работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень
заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное
трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия
профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу,
сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке
плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше
всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое
призвание.
Разумеется, такой способ
профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает
школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной
системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном
мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что
жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности
отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники
утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за
работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и
«должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что
любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому
хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь
компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией,
которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия,
какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно
привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли
ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить
их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт
подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его
представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно
(и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и
перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые
справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных
изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался
(и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не
стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что
подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей.
Гораздо важнее непосредственный опыт.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти
профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только
разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои
личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных
высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему
интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру
важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать
детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку
и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов
(например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые
позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности,
способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако
надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на
вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку
разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности,
а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы
однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию.
Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в
один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не
обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие
годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать
«мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы.
Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как
правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для
родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не
удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у
ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься
заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту
проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал
стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему
пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без
сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу
необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их
нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность
всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет
никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю
жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется.
Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через
десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время
востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в
любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать
заново.
|